Вы просматриваете: Главная > Медицинские советы > Дети дождя. О том, как правильно воспитывать ребенка с аутизмом, рассказывает директор Сенненского Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Елена ВАСИЛЁНОК

Дети дождя. О том, как правильно воспитывать ребенка с аутизмом, рассказывает директор Сенненского Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Елена ВАСИЛЁНОК

Дети дождя. О том, как правильно воспитывать ребёнка с аутизмом, рассказывает директор Сенненского Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Елена ВАСИЛЁНОКЭтих детей легко узнать по взгляду «погружённому в себя», отсутствию назад или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Это дети, которые не могут найти связь с внешним миром. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие.

         — Елена Петровна, по каким особенностям поведения можно узнать ребенка-аутиста?

— Внимательные родители уже через месяц-два после рождения ребенка по плачу могут понять, что он хочет: есть, играть или испытывает дискомфорт. С детьми-аутистами это невозможно, их плач обычно монотонный и невыразительный. Они не смотрят в глаза, менее активны и любознательны по сравнению с обычными детьми.

В возрасте 1-2 лет могут появиться первые слова, но ребенок их использует бессмысленно. Общение заменяется монотонным криком. Ребёнку больше нравится быть одному. Он не использует игрушки по назначению: любимой игрой может быть складывание игрушек в одну линию.

В 2-3 года у аутиста отсутствует или очень ограничен словарный запас. Слова могут использоваться без соответствия их значению. Остается склонность к повторяющимся, стереотипным движениям. Родителей ребенок выделяет, но особо к ним не привязан или не демонстрирует привязанность.

В 3-4 года маленький аутист не стремится играть с другими детьми. О себе говорит во втором или в третьем лице, то есть «ты» или «он» — так, как называют его окружающие.

— Родители, естественно задают вопросы, почему это случилось именно с нашим ребенком, можно ли было этого избежать?

— Ответа на этот вопрос нет. Существует несколько версий, возникновения данного синдрома, но ни одна из них полностью не доказана. Считается, что причиной аутизма может быть нарушение развития мозга, хромосомные аномалии или генные мутации.

Аутизмом чаще страдают мальчики. Раньше считалось, что аутизм всегда сочетается со снижением интеллекта. Сейчас доказано, что это не так. Среди детей аутистов примерно 30% имеют интеллект выше среднего, у некоторых могут быть даже выдающиеся способности в различных областях, но есть среди них и люди с умственной отсталостью.

Иногда кажется, что аутистам никто не нужен, что им комфортно в одиночестве. На самом деле, это не так. Они нуждаются в обществе, хотят быть понятыми, но просто не знают, как это сделать. Задача родителей помочь им найти контакт с внешним миром.

— Какие рекомендации можно дать родителям детей с аутизмом?

— Дети-аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных. Поэтому нужно стараться придерживаться привычных для ребенка процедур.

Необходимо научить ребенка слову «стоп». Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Чтобы внезапно прекратить опасное действие ребенка, ему нужно твердо сказать: «Стоп». Со временем он поймёт, чего от него добиваются.

Не нужно избегать общества других детей. Желательно, чтобы ребенок посещал садик, хотя бы 2-3 часа в день.

Необходимо соблюдать осторожность в общении ребенка и домашних животных. Дети-аутисты могут быть немотивированно агрессивными по отношению к животным.

Родителям нужно найти хорошего врача-психиатра. Желательно обращаться к одному специалисту. Зная особенности ребенка и динамику его развития, он сможет более точно корректировать терапию.

Дети с аутизмом страдают скрытой пищевой аллергией. Найдя аллерген и исключив его из рациона, можно добиться значительного улучшения в поведении ребенка.

Существуют разнообразные коррекционные методики, которые можно использовать для занятий с такими детьми. Но для того, чтобы появились результаты с детьми нужно заниматься регулярно, занятия должны стать частью жизни ребенка. К тому же изменения появятся не скоро. Первые результаты могут быть заметны спустя месяцы или даже годы.

 Беседовала

Татьяна Буракова.

Обсуждение закрыто.